Предложение банкам

В настоящий момент рынок банковских гарантий в сфере Госзаказа находится в стадии переосмысления качества используемого финансового обеспечения, так как: 

* с одной стороны уже вступил в силу закон Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который вводит в действие Федеральный Реестр Банковских Гарантий в сфере размещения Госзаказа (что фактически убьет рынок серых гарантий),
* а с другой стороны смена руководства многих государственных компаний ( как продолжение «борьбы с коррупцией») привела к проверке деятельности старого руководства, в том числе в части заключенных и исполняемых государственных контрактов. Часто проверки затрагивают предоставленное ранее финансовое обеспечение в виде банковских гарантий, которые в 90% случаях были так называемыми «серыми гарантиями». Если гарантии не выдерживают проверки, Заказчик использует этот факт для не оплаты уже выполненных работ.

При этом далеко не все компании, покупающие «серые гарантии» являются мошенниками или компаниями-однодневками. Просто условия по выпуску серых гарантий весьма комфортны для получателей, а именно:

· минимальный перечень документов в электронном виде (скорее имитация, чем реальное предоставление документов)

· короткий срок рассмотрения заявок (1 день)

· предоставление скана гарантии на 2 - 3 рабочий день

· оптимальные тарифы (уже не актуально)

ГОСГАРАНТом разработан и внедрен бизнес процесс по выпуску банковских гарантий на условиях аналогичных вышеуказанным «серым» по срокам и простоте, при этом полностью соответствующий действующему законодательству, требованиям Центрального Банка и прошел проверку Центрального Банка в двух из наших банков-партнеров. В настоящий момент мы успешно внедрили этот бизнес-процесс в 5 банках и имеем возможность осуществлять 25 – 40 сделок в день.

Компания разработала и использует Систему управления взаимоотношений с клиентами и банками, которая связывает клиента – брокера – банк в процессе выпуска БГ.

Отдельно стоит отметить, что сама по себе Система управления бизнес-процесса не сможет дать нужного результата без соответствующей «ручной» работы брокера по отсеву клиентов, не удовлетворяющих критериям скоринга банка. К сожалению реалии таковы, что менеджеры Госгаранта вынуждены отсеивать 8 из 10 сделок, в связи с тем, что клиент не в состоянии предоставить требуемые документы или не имеет достаточного для получения гарантии финансового положения.

В процессе реализации сделки Госгарант осуществляет следующие мероприятия:

· Привлечение клиентов, включая:
* размещение рекламных баннеров на Государственных Электронных Торговых площадках (Сбербанк АСТ)
* сбор и анализ публично доступной информации о победителях состоявшихся аукционов и конкурсах
* осуществление холодных звонков победителям силами собственного колл-центра
* осуществление тендерного сопровождения вновь аккредитованным участникам размещения Государственного Заказа

· Оценку финансового состояния клиента по параметрам скоринга банка и подготовку сведений для присвоения категории заемщика (по 254П и 283П) по методике банка.

· Подготовку пакета документов для наполнения юридического досье клиента в банке-эмитенте.

· Разработку и предоставление доступа в личный кабинет банка в Систему Управления сделками Госгаранта с целью получения сведений по сделке и пакета документов в электронном виде (подписанных ЭЦП) без использования электронной почты, которая не обеспечивает нужную оперативность и защиту информации.

· Формирование полного пакета документов для оформления каждой сделки банком (до уровня печатной формы).

· Подготовка анкеты клиента как базы данных в согласованном с банком формате для загрузки во внутреннюю систему банка с целью автоматизации внутренних процессов банка по выпуску банковской гарантии.

· Сбор, проверка и предоставление в банк закрывающих документов по каждой сделке.

Таким образом, Госгарант является полноценным аутсорсом по привлечению, оценке клиентов, подготовке и сопровождению сделки до ее заключения. При этом банк не нуждается в увеличении штата сотрудников, вовлеченных в эти процессы, и в состоянии выпускать до 40 сделок в день (в рамках регламента по портфелю однородных ссуд).

Эффективность нашей работы можно оценить в доле заключенных сделок от общего числа направленных в банк на рассмотрение, которая на настоящий момент составляет 86%. Именно этот показатель мы считаем своим конкурентным преимуществом, так как в сложившейся практике брокеры могут направить большое количество сделок в банк на рассмотрение, но до выпуска сделок в состоянии дойти лишь незначительная их часть.

Компания заранее подготовилась к вступлению в силу Закона о Контрактой Системе и с 01 января 2014 года готова предоставлять банковские гарантии и в качестве обеспечения участия в проводимых конкурсах, при этом риски банков в данном случае минимальны.

Безусловно, для выпуска большого количества гарантий на короткий срок, а это в 3-5 раз больше чем выпускается сейчас, необходима технология для аппаратного администрирования сделок, так как в противном случае для выполнения этой задачи потребуется огромное количество персонала и времени.

Госгарант предоставляет технологию банкам в полном объеме и при этом не требуется инвестиций со стороны банка как материальных, так и временных.

Мы готовы установить сотрудничество и предоставить ИТ технологию и все наши ресурсы банкам, которые имеют гибкий менталитет руководителей, способных отступить от давно сформировавшихся консервативных регламентов и сформировать новые. Нами будут предоставлены рекомендации по формированию регламентов, перечней и форм документов и т.д.

Процесс предоставления банковских гарантий необходимо рассматривать как отдельный бизнес-процесс с низкими рисками, при которых банк также получает возможность осуществлять дополнительные кросс-продажи и получать в свой оборот денежные средства за исполняемые Государственные контракты.

Используя опробованный бизнес-процесс, проверенный регулятором, мы готовы предложить банку сотрудничество без нулевого цикла разработки – внедрения – проверки.